Знаете ли вы, что на воде можно рисовать?
Да-да, именно на самой воде, которая, оказывается, может служить холстом для
мастера, знающего ее секреты. И тогда, небольшая прямоугольная емкость,
наполненная водой, становится местом удивительной мистерии.
В Турции об этом знают давно, еще с тех самых пор, когда впервые это диковинное искусство появилось здесь в 15 веке. Называлось оно «эбру», и пришло с Востока по Большому Шелковому Пути. Предполагается, что имя свое оно получило от персидского «Abri», что означает «похожий на облако». Действительно, работы выполненные в одной из основных традиционных техник, могут напоминать созерцателю воздушные облака. Родиной эбру чаще всего называют Бухару, откуда оно попало в Персию, а затем и в Турцию. Кто был тем таинственным путешественником, который принес секреты невиданного мастерства на земли средневековой Анатолии? Был ли это странствующий художник, отправившийся в дальние края за новыми знаниями, или бойкий купец, выторговавший на одном из персидских базаров несколько свитков, украшенных невиданными узорами, или же паломник, по дороге из Мекки попросивший ночлега в доме одного из мастеров. Некоторые истчники называют имя превого турецкого мастера, которым был Садык Эфенди, привезший заниня из Бухары и обучавший затем своих сыновей. Как бы там ни было, в одном можно не сомневаться – кем бы ни был этот человек, он должен был влюбиться в загадочное искусство с первого взгляда, загореться им, захотеть постигнуть его тонкости, разгадать секрет, и рассказать о нем людям, чтобы они и сами смогли увидеть и прикоснуться к чуду, которое называется эбру. А не сомневаемся мы в этом потому, что так происходит практически со всеми, кто хотя бы раз увидел мастера за работой и сам взял в руки кисть, чтобы создать свой первый рисунок на воде.
Традиция эта поддерживается и поныне, хотя в наши дни эбру уже давно воспринимается как отдельное и самодостаточное искусство, работы в рамах украшают интерьеры домов и мастерские художников, проводится множество выставок и конкурсов, картины, выполненные именитыми мастерами эбру, покупаются для частных коллекций.
Мастер эбру Фуат Башар за работой |
Фуат Башар |
В 16 веке знания об эбру дошли до Европы,
где его стали называть «турецкой бумагой» или «мраморной бумагой», последнее
название прижилось наряду со словом «эбру» и часто используется как синоним даже в самой Турции, которая была и
остается центром и оплотом этого искусства. Именно сюда стремятся ученики со
всех концов мира, чтобы получить драгоценные знания непосредственно из рук
хранителей древних традиций, которые передавались тут из поколения в поколение,
от учителя к ученику. Так рождались и отшлифовывались новые техники,
создавались художественные сообщества и фонды, возникали школы, в которых
обучались взрослые и дети. Некоторые из них существуют и поныне, принимая
учеников в тех же стенах, что и столетия назад, в домах, которые теперь стали
памятниками архитектуры и спрятаны где-нибудь в глубинах исторических районов
Стамбула. В данный момент эбру очень популярно в Турции среди людей совершенно
разных возрастов. Практический каждый турок хоть раз в жизни пробовал делать
эбру. В многочисленных мастерских художники воспитывают новых учеников, а так
же регулярно проводят мастер-классы для широкой аудитории. Школьников водят к
мастерам на экскурсии, как у нас когда-то водили к разведчикам и писателям, а в
нескольких высших учебных заведениях на факультетах изобразительных искусств
эбру даже изучается как отдельная специальность.
Что
касается Европы, Америки и других континентов, то, не смотря на то, что прошло
немало веков с тех пор, как об эбру узнали за переделами Азии, оно все же не
получило такого широкого распространения, и большинство людей, не связанных с
изобразительным искусством или востоковедением, никогда даже не слышали этого
слова и не представляют себе, что это такое. В Украине, к примеру, на данный
момент есть всего несколько человек, занимающихся эбру, и познакомились они с
ним буквально пару лет назад. Лишь немногим раньше первые поклонники эбру
появились в России.
Если говорить об искусных и опытных
мастерах, то в основном, это эмигранты из Турции, которые популяризируют эбру в
мире, передавая умения и традиции. Но, конечно же, есть и исключения, которых
немало. Кроме того, стали появляться статьи и книги об эбру на английском
языке, мастера стали создавать свои сайты, на которых они предлагают работы на
продажу, приглашают на мастер-классы или делятся полезными знаниями, однако
информации все еще не так много, как хотелось бы. На русскоязычных ресурсах ее
и того меньше – пару заметок в блогах, пару новостей о выставках, несколько персональных
веб-страниц мастеров. Конечно же, информации на турецких сайтах несравнимо
больше – тут и книги по истории с рассказами о великих мастерах, и масса
видеороликов и веб-галлерей, и сообщества на фейсбук, блоги, новости, интервью.
Но все это, само собой, на турецком языке, а потому тем, кто им не владеет,
извлечь из этого всего пользу будет довольно затруднительно, разве что можно
зависнуть на пару часов на youtube, заворожено пересматривая видеоролики, на
которых заснято, как турецкие гуру творят свои чудеса. Увиденное, несомненно,
приведет в восторг, а дальше, конечно же, захочется узнать – как, ну как же они
делают ЭТО!?
Но действительно понять, что такое эбру,
можно только попробовав самому. И тут, конечно, возникает главная загвоздка.
Потому что найти в Интернет ролики и статьи, хотя бы на каком-нибудь языке,
сегодня совершенно не проблема. А вот попробовать повторить увиденное, уже
гораздо сложнее, потому что отыскать нужные для этого материалы за пределами
Турции – задача не из легких. У нас их пока в продаже и вовсе нет. Правда, их
можно спокойно купить в любом турецком специализированном интернет-магазине, но
тогда к стоимости материалов, которая, надо заметить, весьма немаленькая,
придется прибавить еще и оплату доставки, и головную боль с пересылкой и
получением.
Что же такого уникального в этих материалах, спросите вы, и почему
их нельзя достать у нас, либо найти что-то эквивалентное? А дело все в том, что
в эбру, в основном, используются только натуральные материалы, причем такие,
которые не используются больше ни в одном виде изобразительного искусства. В
Турции их производство давно хорошо налажено еще с османских времен, и они там,
само собой, пользуются спросом, а вот в других странах, в связи с малочисленной
потребностью, их, насколько мне известно, не производят и, если и импортируют,
то в очень малых количествах.
Самым важным компонентом является
керогенан – это порошок из водорослей, который используется для увеличения
плотности воды, чтобы краски в ней не тонули и не растворялись. Традиционные
краски производятся из натуральных пигментов, получаемых разным путем, поэтому
краски разных цветов имеют разный запах и разную консистенцию. Сейчас краски,
расфасованные в аккуратные стеклянные баночки, можно купить в магазине, а в
старину каждый мастер эбру умел изготавливать их самостоятельно. Как настоящие
алхимики, они растирали и смешивали порошки, колдовали над пропорциями,
производя весь процесс самостоятельно от А до Я. Некоторые мастера и в наше
время предпочитают готовить краски сами, для этих целей продается специальное сырье. Кисточки тоже
изготавливаются вручную из конского волоса, а ручкой традиционно случит ветка
разового куста. Конечно, их можно и купить, но считается, что настоящий мастер
должен уметь сам сделать для себя кисти. Еще для эбру используются такие
нетривиальные материалы, как бычья желчь и древесный скипидар, а так же целый
арсенал мелких инструментов и приспособлений, для создания узоров и цветов.
А дальше - самое сложное - правильно замешать краску и воду. Секрет эбру как раз и состоит в умении правильно приготовить материалы. Мастера тратят на обучение годы, чтобы добиться идеальных пропорций. Хороший мастер - именно тот, кто смог "договориться" с краской, заставить ее работать. Универсальных рецепотов при этом, не существует. Каждый мастер "настраивает" воду и краску под себя, у каждого есть свои маленькие хитрости и секреты. Новичка, пытающегося самостоятельно совладать с красками на начальных этапах может постичь разочарование - краска будет тонуть, оседать на дно, или распадаться на фрагменты, не давая нужной структуры. Для того, чтобы избежать подобных разочарований, лучше всего первые шаги в эбру делать на занятии с мастером, используя приготовленные им материалы, а затем постепенно научиться готовить краски и воду самому.
И тем не мене, мастера эбру часто говорят о том, что
этому искусству невозможно научить, можно только научиться. И по-своему они
правы. Нельзя научить чувствовать кисть в руке или предсказывать, как лягут на
воду брызги цвета, нельзя научить, как рассчитать идеальную пропорцию, чтобы
добиться правильного взаимодействия воды и красок, нельзя научить ощущать
гармонию цвета и формы, и, в конце-концов, нельзя научить сосредоточенности и созерцательности,
включенности в процесс, и вместе с тем, некой отрешенности, погруженности в себя, без которых невозможно
создание эбру. Все это приходит только с опытом, после многих попыток и неудач,
после долгой и кропотливой работы. Глядя на то, как четко и непринужденно
мастер владеет инструментом, как точны и уверенны его движения, можно подумать,
что это совсем легко, однако это вовсе не так. Ведь, несмотря на простоту форм
и лаконичность, эбру – очень тонкое умение, в котором все движения художника
отточены до миллиметра. Именно поэтому, эбру еще называют искусством терпения.
Об эбру можно рассказывать еще много и долго. Это
уникальное искусство, история которого насчитывает уже много и веков, и оно
стоит того, чтобы о нем знали и говорили. Чем мы и планируем заняться
Этой статьей мы задумали открыть серию постов, в
которых будем делиться тем, что знаем об эбру сами, а так же тем, что нам еще
удастся узнать. В ближайших планах более подробный рассказ о
технике и материалах, а так же немного больше о выдающихся именах в истории
эбру и современных мастерах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий